9 класс

Одиннадцатая неделя карантина
Дистанционное обучение
25.05- 29.05

Дорогие будущие десятиклассники!
Лето – замечательная пора для отдыха! Желаю набраться сил, энергии, здоровья. Для того чтобы быть успешным в следующем учебном году и подготовиться к урокам литературы, рекомендую обратиться к списку книг для летнего чтения.
Пусть время, проведенное летом, запомнится вам не только сладким бездельем (оно быстро надоест), но и чтением интересных произведений русской и зарубежной литературы.
А.С. Пушкин "Моцарт и Сальери"
Н. В. Гоголь "Портрет"
А. Островский  "Бесприданница"
Ф.М. Достоевский "Подросток"
Л. Н. Толстой "Война и мир"
А.П.Чехов "Крыжовник", "Попрыгунья", "Ионыч"


Проведите отдых за чтением увлекательных книг!!!


Десятая неделя карантина 18.05 - 22.05
Дистанционное обучение
Русский язык
Урок № 1
Тема "Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах. Орфография. Пунктуация. Знаки препинания в простом и сложном предложении"
Прочитайте правила на стр. 196 (параграф №40-41).
Просмотрите видео.


                                        
                                                                          
                                                                       Урок № 2
Тема "Контрольная работа по теме "Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах. Контрольное аудирование"

                                                           Контрольное аудирование
Перейдите по ссылке  join.naurok.ua   и пройдите тест.   Код 633241
Выполните тестовые задания до 23 мая 23.00
Обмеження часу проходження до 25 хвилин.

Контрольная работа по теме "Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах.
Перейдите по ссылке  join.naurok.ua   и пройдите тест.   Код 903668
Выполните тестовые задания до 23 мая 23.00
Обмеження часу проходження до 40 хвилин.




Десятая неделя карантина 18.05 - 22.05
Дистанционное обучение
Литература
Устное монологическое высказывание на тему "Когда ты чего-нибудь желаешь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достигнуть этого" (По повести Пауло Коэльо "Алхимик"
Прослушайте аудиокнигу П. Коэльо "Алхимик"
                                                    
Обсудите с родителями повесть П. Коэльо "Алхимик", узнайте их мнение, поделитесь с ними своим.

 
Девятая неделя карантина 12.05 - 15.05
Дистанционное обучение
Русский язык
                                                                            Урок №1-2
Тема "Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах. Состав слова. Словообразование. Морфология. Синтаксис". Контрольное чтение молча
Прочитайте правила на стр. 185 (параграф №37).
Просмотрите видео.
Прочитайте правила на стр. 188 (параграф №38).                               
Просмотрите видео.
Прочитайте правила на стр. 192 (параграф №39).                               
Просмотрите видео.
                                         
 Контрольное чтение молча
Прочитайте текст молча.   
                                                             Первопроходцы тайны
Загадочных мест на Земле не счесть. Но Бермудский треугольник уже давно считается феноменом классическим, воплотившим в себе человеческий страх и безграничное изумление перед тайнами природы. Кажется, именно эти силы очертили по чьей-то воле непостижимый геометрический узел на одной из самых оживленных воздушных и морских магистралей планеты.
Если провести на карте ломаную, соединяя точку севернее Бермудских островов с островами Пуэрто-Рико и американским городом Майами во Флориде, и снова вернуться к Бермудам, то это как раз и будет треугольник, обозначающий искомое пространство. Окруженный фешенебельными курортами, днем и ночью патрулируемый военно-морскими и военно-воздушными силами США, пересекаемый множеством пассажирских судов и самолетов, Бермудский треугольник, конечно, не изолирован от остального мира. И хотя большинство морских и воздушных транспортных средств минуют его без особых приключений, общее число исчезновений в этом месте намного превышает квоту, установленную законами теории вероятности для относительно ограниченного района.
Задуматься о загадочном водном пространстве заставили события 1840 года, когда неподалеку от порта Нассау было обнаружено дрейфующее французское парусное судно «Розалии». На нем были подняты все паруса, имелась необходимая оснастка, но при этом – ни одной живой души из экипажа или пассажиров.
После осмотра парусника было установлено, что он в отличном состоянии, а весь его груз находился в целости и сохранности. Никаких записей в судовом журнале обнаружено не было.
Подобная ситуация повторилась спустя 30 лет с бригантиной «Мария Селеста», которая стала классическим примером для всей проблемы Бермудского треугольника. Ее, как и парусник «Розалии», обнаружили целой и невредимой, но….без единого члена команды. Бригантину обнаружили моряки другого судна – «Деи Гратиа».
«Мария Селеста» шла под всеми парусами, но такими странными зигзагами, что впору было заподозрить что-то неладное. Когда моряки поднялись на борт бригантины, оказалось, что команды на ней нет, нет и капитана, который плыл с женой и дочерью. И снова: судно было в полном порядке и не пострадало от непогоды. Более того, пропавшие люди не взяли с собой ни денег, ни вещей, ни какого-либо другого имущества. Не было и следов поспешного бегства с корабля, что могло бы свидетельствовать об угрозе экипажу. В капитанской каюте на столе лежали карты, на которых отмечался путь из Нью-Йорка в порт назначения. Правду о «Марии Селесте», вероятно, уже не узнает никто, ибо о судьбе бригантины даже сегодня известно не больше, чем в тот день, когда ее обнаружили в океане.
Катастрофы кораблей продолжали тревожить воображение моряков и владельцев судоходных компаний и в ХХ веке. В 1955 году, например, в самом центре треугольника обнаружена яхта «Коннемара-4» без единого человека на борту. Но особенно много исчезновений почему-то происходило на Рождество. Так, в декабре 1957 года издатель Гарвей Коновер, один из самых известных американских яхтсменов, отправился со всей своей семьей на гоночной яхте в 150-мильное путешествие в Майами. И хотя яхта шла все время на расстоянии прямой видимости от берега, в пункт назначения она так и не прибыла.
Особенно «урожайным» на таинственные исчезновения был 1963 год. Начало было положено грузовым судном «Марин Салфер Куин». Направляясь из Виргинии в Техас, оно пропало в районе южной оконечности Флориды после передачи по радио стандартного сообщения, которое ни у кого не вызвало беспокойства. В результате поисков было обнаружено лишь несколько спасательных жилетов. Самое непонятное во всех этих историях то, что в ходе поисков останков людей никогда не находили. Казалось бы, тела потерпевших кораблекрушение рано или поздно должны быть выброшены прибоем на берег, но такого в районе Бермудского треугольника не случалось ни разу.
В июле 1969 года в безветренную погоду были обнаружены пять судов, покинутых экипажами. Представитель крупнейшей страховой компании в Великобритании заявил, что, принимая во внимание прекрасные метеорологические условия, случившееся представляется «совершенно невероятным случаем».
Комиссии по расследованию таких случаев не считают причинами исчезновения такие обычные проявления стихии, как внезапное возникновение тропических циклонов, но склонны полагать, что катастрофы могут быть вызваны какими-то атмосферными нарушениями, а также электромагнитными и гравитационными аномалиями.
Другие же исследователи высказывают предположение, что все дело в так называемой аберрации – искривлении пространства, из-за чего пропавшие корабли попадают в ловушку «четвертого измерения». В этом плане любопытны высказывания некоторых «провидцев», которые уверены, что в один прекрасный день суда выберутся из Бермудского треугольника и вернутся в родные порты вместе с экипажами. Они верят, что матросы до сих пор живы, а их возраст совершенно не изменился со дня исчезновения. Более того, по возвращению они раскроют всю тайну мира, расположенного за призрачной гранью Бермуд.

 Перейдите по ссылке  join.naurok.ua   и пройдите тест.
  Код 115573
Выполните тестовые задания до 17 мая 23.00
Обмеження часу проходження до 20 хвилин

                                            Девятая неделя карантина 12.05 - 15.05
Дистанционное обучение
Литература
Урок №1
Тема " Г Бёлль. Краткие сведения о писателе. "Путник, придёшь когда в Спа..."Осуждение антигуманной сущности войны, раскрытие её разрушительных последствий для цивилизации в целом и души отдельного человека. Главный герой как физически и духовно изуродованный нацистским режимом  "маленький человек" без будущего, жертва антигуманной идеологии"
Пауло Коэльо. Краткие сведения о писателе.  Повесть "Алхимик"
1. Прочитайте статью  о Г. Бёлле в  учебнике на стр.253-255
2. Прочитайте рассказ "Путник, придёшь когда в Спа..." в учебнике на стр. 256-261.
3. Просмотрите видео.

                                                                   Добиться воплощения своей мечты – это
единственная подлинная обязанность человека.
П. Коэльо

4. Прочитайте статью  о П. Коэльо в  учебнике на стр.263-265
5. Прочитайте отрывок из повести "Алхимик" (стр.266-269). Устно ответьте на вопросы 1-7 на стр. 269
6. Просмотрите видео 
                                         

Вывод

Человек счастлив тогда, когда следует своему пути, т. е. когда находит свое место в жизни, свое предназначение.
- Какие уроки жизни вы извлекли из повести?
1) Человек должен следовать своей Судьбе.
2) У каждого человека свой путь познания истины.
3) Если ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы твое желание сбылось.
4) Все в мире имеет свою цену.
5) Любовь – это часть Судьбы, и она не преграда, а поддержка.
6) Жизнь притягивает жизнь.
7) Никогда не забывать о том, что у тебя есть.
8) Никогда не отчаиваться, идти смело вперед.

Урок №2
Контрольная работа по теме "Из литературы XX - начала XXI столетия"
Перейдите по ссылке  join.naurok.ua   и пройдите тест.
  Код 235026
Выполните тестовые задания до 17 мая 23.00
Обмеження часу проходження до 20 хвилин


                                         
   
Восьмая неделя карантина 04.05 - 08.05
Дистанционное обучение
Русский язык
                                                                            Урок №1
Тема " Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах. Фонетика. Лексикология. Фразеология "
Кто-то из шутников сказал: «Повторение, конечно, мать учения. Но может оказаться и нелюбимой мачехой. Весь вопрос в том, как повторять». А как вы считаете, как надо повторять, чтобы был хороший результат?
Ваша задача — вспомнить все, что вы изучали по этой теме в V—VIIІ классах: звуки речи,  состав русской лексики и ее расслоение, взаимоотношения между словами — синонимы, антонимы омонимы; вспомнить, что такое фразеологизмы, и потренироваться в употреблении их в речи.
Проработайте параграф №35  (правило на стр.177-178). 
 Ознакомление с интеллект-картой упр № 205 (стр. 178)
Просмотрите видео 
Повторение изученного -УСТНО
Проработайте параграф  №36 
 Ознакомление с интеллект-картой упр № 212 (стр. 181)
Беседа.
— Вспомните, что означает термин «лексика»? (Словарный состав языка.)
— Теперь, прослушав характеристику определенного пласта лексики, назовите, о чем идет речь.
1) Слова, недавно вошедшие в употребление. (Неологизмы.)
2) Слова, вошедшие в русский язык из других языков. (Заимствованные.)
3) Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные.)
4) Слова, вышедшие из активного употребления. (Архаизмы.)
5) Слова, употребляемые преимущественно людьми одной профессии. (Профессионализмы.)
6) Слова, которые называют предметы и явления, исчезнувшие из нашей жизни. (Историзмы.)
7) Специальные слова, обозначающие научные понятия. (Термины.) 
  Просмотрите видео                                 
Урок №2
Контрольное письменное сочинение
Слово учителя.
Единство человека и природы… Всегда ли мы осознаем; как тесно связаны с природой, как зависим от нее? Природа дает нам не только средства труда, продукты питания, здоровье, но и обогащает нас духовно, доставляет своей красотой радость и является источником творческого вдохновения. «Перед человеком,— писал В. Сухомлинский,— открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи…». Не всем раскрывается эта красота, а только тем, кто может не просто смотреть и слушать, а умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы. 
«Я сорвал цветок — и он увял. Я поймал мотылька — и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем». Это строчки со щита у дороги, экологической тропы, организованной учениками одной из школ. Для эстетически развитого и нравственно воспитанного человека важно не только уметь видеть, чувствовать красоту цветка, ветки, животного, но и оберегать эту красоту. 
Ребята, я предлагаю вам написать сочинение-рассуждение на тему "Оглянись, человек! Земля в беде!"
Выполненные  работы отправляйте учителю на электронную почту:         
rodnik-kab9@ukr.net
до 11 мая

                                                             
                                             
                                              Восьмая неделя карантина 04.05 - 08.05
Дистанционное обучение
Литература
Урок №1
Тема "Литература  XX- начала XXI века. Обзор. Краткие сведения о жизни и творчестве В. Быкова. Тема человека на войне в повести В. Быкова "Альпийская баллада". Обращение к вечным идеалам любви и красоты в произведении. Роль сюжетно-композиционных элементов в повести. Устный отзыв о кинофильме "Альпийская баллада""
1. Прочитайте статью  "Общая характеристика литературы XXв. и наших дней" (стр.235-237). Устно ответьте на вопросы № 1-4 на стр. 237.
2. Прочитайте статью о В.Быкове на стр. 237-239
3.Устно ответьте на вопросы №1-3 на стр. 239.
Просмотрите видеоурок
                                        
4. Просмотрите буктрейлер
                                           
Жанр «Альпийская баллада» — лирическая повесть.
Главные герои «Альпийская баллада» — Джулия Новелли, Иван Терешко.
Тема — история жизни русского солдата Ивана Терешко и итальянской девушки Джулии, судьбы которых пересеклись в концлагере. Тема самоотверженного и трогательной любви, вспыхнувшее в тяжелое время войны, — одна из центральных в творчестве В. Быкова.
Идея — осуждение войны, жестокости, несправедливости; утверждение силы любви; прославление силы духа человека.
Повесть Василия Быкова «Альпийская баллада» — реалистичное прозаическое произведение, однако предпринята в названии произведения жанровая номинация вполне мотивирована, ведь в ней писатель изображает такую любовь, которая в итоге побеждает все: холод и голод, мучения и страдания, войну и смерть.
Сюжет  повести «Альпийская баллада» 
В повести две сюжетные линии. Первая — прошлое Ивана Терешко, его участие в боях, ранения, госпитализация, побеги из концлагеря, отчаяние и плен; вторая — побег из лагеря и любовь Ивана и Джулии.
В произведении описано настоящее — письмо героини, которая осталась жить, прошлое — скитания белорусского солдата и итальянской девушки во время побега из концлагеря.
Произведение состоит из 24 разделов; также письмо — вместо эпилога; вставные части — 4, в которых рассказывается о том, как Ивану удалось совершить побег из лагеря; вставка — сон Ивана (он символический) воспоминания о девушке своего друга и о неудачных побегах из лагеря.
Прочитайте повесть В.Быкова "Альпийская баллада"( стр. учебника 240-251).
Устно ответьте на вопросы на стр. 252


 Просмотрите фильм "Альпийская баллада" по одноименной повести В. Быкова. 
                                                
Обсудите с родителями кинофильм "Альпийская баллада", узнайте их мнение, поделитесь с ними своим.
Перейдите по ссылке  join.naurok.ua 
  Код   665247
Выполните тестовые задания до 10 мая 23.00

Будьте внимательны!  Установлена только одна попытка прохождения теста!!!
     

                                                                            Урок №2
Тема" Внеклассное чтение. А.Т.Твардовский "Василий Тёркин""
Просмотрите видеоурок 

Прослушайте аудиокнигу "Василий Тёркин"

                                         
Просмотрите мультфильм 

                                      



                                                                     
                                           Седьмая неделя карантина 27.04 - 30.04
                     Дистанционное обучение    
                                                                 Литература                                                                             
     Урок №1
Тема " Н.В. Гоголь. Обзор жизни и творчества."Шинель". Воплощение трагедии "маленького человека"в образе Акакия Акакиевича. Смысл названия произведения. Роль фантастики и гротеска"

«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» .
Ф.М. Достоевский
Н. В. Гоголь считается самым мистическим писателем в русской литературе. Его жизнь и творчество полно тайн и загадок.
1. Работа с теоретическим материалом  учебника. Прочитайте статью о Н. В. Гоголе и составьте конспект. (стр.216-221)
2. Просмотрите видеоурок "Жизнь и творчество Н. В. Гоголя".


Анализ произведения невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Некто П. В. Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.
Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В. Погодина, известного издателя, историка и учёного.
В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”
3. Прочитайте повесть Н. В. Гоголя  "Шинель" (стр. в учебнике 221-233).   
4. Просмотрите фильм  "Шинель" по повести Гоголя.
                                                                                                           


Лучше понять образ «маленького человека» в литературе вам поможет видеоурок.
                             
*В помощь ученику
Тема
Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.
Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновением с общественными порядками, властью и безразличием людей. Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь, и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в фантастической части повествования – о ночном призраке, отбирающем шинели у прохожих.
Проблематика “Шинели” охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же “мал и беззащитен”, как главный герой. 

Основная мысль повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина “Оставьте…, зачем вы меня обижаете?” – содержит и нравственный и духовный и библейский контекст. То, чему учит нас произведение: как нельзя относиться к ближнему своему.
 Идея у Гоголя в том, чтобы показать бессилие маленькой личности перед огромным миром людей, которые безразличны к чужому горю.
Композиция
Композиция построена по принципу жития или “хождений” святых и мучеников. Вся жизнь главного героя, от рождения до самой смерти, является тем самым мучительным подвигом, сражением за правду и испытанием на терпение и самопожертвование.
Вся жизнь героя “Шинели” – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь. В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении Акакия Башмачкина, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа. Суть завязки в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей. Развязка – последняя встреча с “значительным лицом” и смерть персонажа. Эпилог представляет собой фантастическую (в любимом гоголевском стиле – сатирическую и ужасающую) историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика.
 Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости. Только в “другой” реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.
Жанр
Рассказ о титулярном советнике построен по принципу жития святых. Жанр определён как повесть, благодаря масштабности содержательного плана произведения. Повествование о титулярном советнике, влюблённом в свою профессию, стало своеобразной притчей, обрело философский подтекст. Едва ли произведение можно считать реалистическим, учитывая концовку. Она превращает произведение в фантасмагорию, где пересекаются причудливые нереальные события, видения, странные образы.
В повести поднимаются вопросы равнодушия, безнравственности, бедности, бюрократизмаПетербург показывается, как холодный город, в котором правит глупость, беспорядок и самодурство. 
В «Шинели» верхняя одежда, шинель, становится пределом мечта­ний. Для Башмачкина — это не только деталь гардероба, но и объект любви. Новая шинель была последней мечтой согреться в холодном мире Петер­бурга — этого символа вечного адского холода. Шинель порождает кон­фликт, трагический гротеск перерастает в фантастику. В «Шинели» герои произведения не имеют собственного лица, зато вещи и материальные ценно­сти одушевляются. Общая тональность в «Шинели» не очень оптимистичная, несмотря на то, что ирония Гоголя также присутствует в сцене крещения Акакия Акакиевича. В произведении «Шинель» везде сцены повседневного быта, смех сквозь слезы, комическое обнаруживаются здесь только с появлением фантастики. Мир вещей и связанные с ними происшествия — это яркое дополнение к их духовной жизни. Шинель для Башмачкина — это его мир, любовь, мечта, смысл жизни. Башмачкин не смог перенести кражи своей шинели, тщетности своей мечты. И незлобивый мелкий чиновник, обладающий духовной силой и противостоящий бездушию общества, умирает.
Элементы ирреального, необычного присутствуют практически во всех произведениях Гоголя. Гипербола, гротеск, «завуалированная» и явная фанта­стика помогали писателю рассмешить зрителя и читателя, а смехом, по мне­нию Гоголя, можно вылечить все болезни в обществе — как народа, так и отдельных личностей.
                                  

 Урок 2
Контрольная работа
 "Из литературы XIX века.Творчество М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя"
Проверь свои знания!
Перейди по ссылке  join.naurok.ua 
  Код   637448
Выполни тестовые задания до 03 мая 23.00

Будьте внимательны!  Установлена только одна попытка прохождения теста!!!


Надеюсь. что у вас всё получилось!!!





                                                         



                                           Седьмая неделя карантина 27.04 - 30.04
Дистанционное обучение
Русский язык
Урок №1
Контрольная работа по теме "Сложное предложение с разными видами связи"
Ребята! Я уверена, что вы  готовы пройти финальное испытание.
Перейдите по ссылке  join.naurok.ua 
  Код   633086
Выполните тестовые задания до 03 мая 23.00

Будьте внимательны!  Установлена только одна попытка прохождения теста!!!

                                                                          Урок 2
Тема "Официально-деловой стиль. Жанры официально-делового стиля"
Ребята, сегодня  нам предстоит расширить и углубить представление об официально-деловом стиле речи. Официально-деловой стиль речи - это стиль документов, международных договоров, государственных актов, юридических законов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг.
Любой современный человек, независимо от того, насколько деловым человеком он себя считает, должен уметь составлять доку­менты.
Какова форма их составления? Какие конструкции следует предпочесть? С правилами составления одних из таких деловых документов — заявления, автобиографии, резюме— мы познакомимся сегодня.
1. Проработайте параграфы №17 (стр.274-278), №18 (стр.278-283)                                             


2. Просмотрите видеоуроки.
                                             
                                      
                                                
3. Выполните устно упражнение №75 (стр.274--275).  Узнайте из толкового словаря значение слова канцеляризмы.
4.Выполните устно упражнение №86, 87 (280-283)
 Домашнее задание
Напишите автобиографию в форме официального документа.
Выполненные  работы отправляйте учителю на электронную почту:         
rodnik-kab9@ukr.net


                                                                  

Выполненные  работы отправляйте учителю на электронную почту:         
rodnik-kab9@ukr.net


               Дистанционное обучение
                 23  апреля
Тема "М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" Смысл сопоставления Печорина и Грушницкого, Печорина и Максима Максимыча. Женские образы в романе, их роль в раскрытии характера Печорина"
"...блуждая по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха... мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья." Печорин (М. Лермонтов «Герой нашего времени»)
Ребята, две проблемы - назначение человека на земле и понимание этого назначения - являются центральными для Лермонтова и для поколения последних романтиков.
С самого начала вниманием автора-повествователя, а вместе с ним и читателей овладевает Григорий Александрович Печорин, молодой, образованный, полный жизненных сил дворянин, человек большого света, гвардейский офицер, сосланный из Петербурга на Кавказ за дуэль. Яркие способности и силы его не находят применения, тратятся на мимолётные увлечения и бессмысленные, подчас жестокие эксперименты над окружающими.
Просмотрите видео
 

Главный герой романа Лермонтова – человек, разочарованный в жизни, он не надеется на искреннюю любовь, мысль о верной и чистой дружбе также кажется ему несбыточной. “Из двух друзей всегда один раб другого”. Рабом он быть не может, а повелевать — “труд утомительный”.
Происхождение и отношение к женщинам Печорина и Грушницкого
Печорин – это аристократ, получил светское воспитание. Он особо не беспокоится по поводу своей внешности, но выглядит всегда опрятно.
Лермонтов неоднократно обращает внимание читателя на внешние проявления аристократизма Печорина. Для него любовь – это забава, ни одна дама не смогла завоевать его сердце.
Дерзкий, неприступный и загадочный – эти черты характера привлекают внимание противоположного пола.
Юнкер Грушницкий воспитывался в простой семье, мечтает о любви и продвижении по службе. Амбициозный юноша стремится любым путем выбиться в люди.          
                                 

Основные черты характера Печорина:
*уверенность в себе и рассудительность;
*хорошо разбирается в людях и отношениях;
*аналитический склад ума;
*циничность, язвительность и желание манипулировать другими людьми ради развлечения.
Основные черты характера Грушницкого:
*умен, но не видит манипуляций других людей;
*стремление к показательной деятельности и подражание другим людям;
*романтичность и восторженность;
*склонен драматизировать и преувеличивать чувства;
*пародийная разочарованность в людях. 
Грушницкому нравится чувствовать себя человеком, который много страдает, и изображать одинокого, разочарованного романтичного героя.
У этих двух персонажей романа есть общие черты характера – отсутствие простоты, самолюбование и эгоизм. Но в Печорине все настоящее, он ничего не выставляет напоказ. Это эгоистичная натура, но вместе с тем сложная и противоречивая. Под многочисленными масками Грушницкого скрывается жестокий человек, в котором побеждают ненависть и злоба. Это себялюбивая и мелкая натура.
Роль Печорина и Грушницкого в обществе
Печорин постоянно конфликтует с самим собой и обществом. Он разочаровался в идеалах прошлого поколения, но предложить что-то свое он не может. Не найдет для себя достойной деятельности. Из-за этого у героя появляется чувство одиночества и усталости. Он постоянно противопоставляет себя обществу и смеется над столичными аристократами. Тонкий психолог, видит все пороки современных людей.
Грушницкий доволен современным обществом, у него нет таких проблем, как у Печорина. Ему нравится просто жить. В те годы в моде были разочарованность жизнью и романтика. Это характерно для героя и среди молодежи он чувствует себя своим.
Вывод
Грушницкий отличается всеми отрицательными качествами Печорина, но от главного героя он не взял ничего положительного. Поэтому его можно назвать своеобразной карикатурой на Печорина.
Беда Печорина заключается в том, что он боится настоящей привязанности к кому-либо. Он не любит обнаруживать в себе настоящие чувства. Достаточно вспомнить его размышления по поводу слез, когда он загнал лошадь в погоне за Верой. Рассу­док в нем преобладает над чувствами. Возможно, он понимает, что несет лишь смерть и страдание близ­ким людям и поэтому ищет смерти.
Сравнительная характеристика Печорина и Максима Максимыча: различия героев
                                          
Сравнительная характеристика Печорина и Максима Максимыча (различия героев)
Григорий Печорин
Максим Максимыч
25 лет:
«...молодой человек лет двадцати пяти...»
50 лет:
«...Он казался лет пятидесяти...»
Внешность:«...он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским...»
Внешность:
«...смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы...»
У него ленивая походка:«...Его походка была небрежна и ленива...»
У него твердая походка:«...его твердой походке и бодрому виду...»
Офицерский чин – прапорщик:«...Господин прапорщик, вы сделали проступок...»
Офицерский чин – штабс-капитан:«...Штабс капитан не отвечал ни слова...»
Богатый дворянин, помещик:«...у меня есть лакеи и деньги!..»
Небогатый (вероятно, не дворянин):«...Я не богат, не чиновен...»
Образованный:
«...Я стал читать, учиться – науки также надоели...»
Малообразованный:
«...Где нам, необразованным старикам, за вами гоняться!..»
Совершает злые поступки:«...Неужели зло так привлекательно?..»
Добрый:«...Ведь вы добрый человек...»
Сложный человек:«...в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное...»
Простой:«...в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее...»
Не любит гостей:«...Я всегда ненавидел гостей у себя...»
Гостеприимный:«...приехал Казбич <...> я попотчевал его чаем, потому что хотя разбойник он, а все-таки был моим кунаком*...» (*приятелем)
Хорошо воспитан, ведет себя согласно этикету:«...отчаяние, прикрытое любезностью...»
Не любит церемонится:«... Он не церемонился, даже ударил меня по плечу и скривил рот на манер улыбки...»
Опытный в общении с женщинами:«...влюблялся в светских красавиц и был любим...»
У него нет опыта с женщинами:«...Я, знаете, никогда с женщинами не обращался...»
Любит молчать и слушать других:«...во-первых, потому, что слушать менее утомительно; во-вторых, нельзя проговориться; в-третьих, можно узнать чужую тайну...»
Любит поговорить:
«...старые кавказцы любят поговорить, порассказать...»
Дерзкий, наглый:
«
...она говорит, что у тебя наглый взгляд...»
Скромный:«...И вправду молвить: что ж я такое, чтоб обо мне вспоминать перед смертью?..»
Гордый:«...ты, верно, о себе самого высокого мнения...»
«...что-то гордое и таинственное...»
Негордый:«...Максим Максимыч стал его упрашивать остаться с ним еще часа два...» (упрашивает Печорина)
Любит философствовать:
«...
толковали вдвоем об отвлеченных предметах очень серьезно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим...»
Максим Максимыч не любит философствовать:
«...Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений...»
Закрытый, сдержанный:«...я стал скрытен...»
Открытый, эмоциональный:«...пошел ходить по двору около своей повозки, показывая, будто осматривает колеса, тогда как глаза его поминутно наполнялись слезами...»
Он не плачет в день смерти Бэлы:«...я во все время не заметил ни одной слезы на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать, или владел собою – не знаю...»
Он плачет, когда случается что-то грустное:«...Поверите ли? я, стоя за дверью, также заплакал, то есть, знаете, не то чтобы заплакал, а так – глупость!..»
Он честен с самим собой:«...привык себе во всем признаваться...»
Он склонен обманывать себя:
«...он, конечно, старался уверять себя, что все в мире несчастия происходят от пьянства...»


                       Сходство Печорина и Максима Максимыча

Сходство Печорина и Максима Максимыча

Григорий Печорин
Максим Максимыч
Оба одинокие люди

Печорин не хочет жениться:
«...в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе…»
«... у меня нет семейства: об отце и матери я лет двенадцать уж не имею известия, а запастись женой не догадался раньше, – так теперь уж, знаете, и не к лицу...»
Оба способны заботится о любимых людях
«...Григорий Александрович наряжал ее, как куколку, холил и лелеял...»
«...Ну, право, вспомнить смешно: я бегал за нею, точно какая-нибудь нянька...» (он любит и балует Бэлу, как дочь)
Оба чудаки, странные люди
«...Вы странный человек!..»
«...Такой чудак!..»
Оба смелые люди
«...я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает...»
«...получил два чина за дела против горцев...»
                                              

Вывод
Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч — два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим Максимыч — рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие. Он повидал многое, за спиной у него большой жизненный опыт. Служба в армии приучила штабс-капитана к дисциплине. Служебный долг для него превыше всего. Ожидая Печорина на станции, он «в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности…». От природы Максим Максимыч добр, отзывчив, имеет «золотое сердце». Он любил Бэлу как родную дочь, снисходительно относился к «странностям» Печорина. Забывая о себе, он служит людям, не требуя в ответ благодарности. Максим Максимыч не может критически отнестись к порядкам общества. Из-за этого он не понимает Печорина и других, которые скучают, мечутся, ищут приключений, недовольны жизнью. Этот человек верит в дружбу. «Ведь сейчас прибежит!» — гордо заявляет он, узнав от лакея, что Печорин в городе. Максим Максимыч терпеливо ожидает того, кто когда-то принес ему немало тревог и огорчений. Но Печорин забыл о нем, не прибеги штабс-капитан вовремя, он уехал бы, не вспомнив о нем. Жестоко поступил с добрым стариком, но под этой жестокостью скрывается одиночество, обреченность.

«Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и их роль в раскрытии характера Печорина»

Любовь является одной из центральных тем в романе "Герой нашего времени" Лермонтова.
Женщины и любовь в жизни Печорина играют особую, порой даже роковую роль. Григорий Печорин - молодой и привлекательный офицер. Он вращается в светском обществе Петербурга, покоряя сердца хорошеньких аристократок. Печорин влюбляется сам и бывает любим. 
Большинство возлюбленных Печорина - это женщины его круга, светские красавицы. Однако есть одно исключение - черкешенка Бэла. Бэла далеко не светская львица. Напротив, она - настоящая "дикарка", коренная жительница Кавказа.
В романе "Герой нашего времени" описано нескольких любовных историй Печорина. Ниже представлен список любовных отношений Печорина в хронологическом порядке.
Печорин в Петербурге
1. Увлечения ранней молодости в Петербурге
Очевидно, молодость Печорина в Петербурге протекает бурно и насыщено. В тексте упоминается о нескольких женщинах в его ранней молодости:
" ...Я помню, одна меня полюбила за то, что я любил другую. Нет ничего парадоксальнее женского ума..."
"...один раз, один только раз я любил женщину с твердой волей, которую никогда не мог победить… Мы расстались врагами..."
"...я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин..." (Грушницкий о Печорине)
2. Отношения с Верой в Петербурге
За несколько лет до поездки на Кавказ Печорин встречает Веру. Вероятно, их встреча происходит на одном из светских вечеров в Петербурге. Печорин любит Веру, и она отвечает ему взаимностью. Они встречаются тайно, так как Вера замужем. В конце концов эти отношения заканчиваются разрывом.
Печорин на Кавказе
1. "Ундина" в Тамани
По пути на Кавказ Печорин оказывается в Тамани. Здесь он останавливается в доме бедняков, среди которых он замечает загадочную девушку-"ундину". Печорин выясняет, что красавица является контрабандисткой. Тем не менее он отправляется с ней на свидание. Оказавшись вдвоем в лодке с Печориными, девушка пытается его утопить. К счастью, ему удается спастись. В ту же ночь "ундина" покидает дом со своим возлюбленным-контрабандистом. На этом история Печорина и "ундины" заканчивается.
2. Княжна Мери
Приехав в Пятигорск, Печорин знакомится здесь с юной княжной Мери. Печорин решает "волочиться" за Мери, чтобы развеять свою скуку. Княжна Мери в свою очередь всерьез влюбляется в Печорина. В конце концов он признается, что не собирается на ней жениться. На этом их отношения прекращаются.
3. Встречи с Верой на Кавказе
На Кавказе в Пятигорске Печорин снова встречает свою возлюбленную Веру, с которой у него были отношения в Петербурге. В Пятигорске Печорин и Вера снова тайно встречаются. В это же самое время Печорин ухаживает за княжной Мери.
4. Бэла
После знакомства с княжной Мери и дуэли с Грушницким Печорин попадает на службу в крепость N. Здесь на местной свадьбе Печорин встречает молодую черкешенку Бэлу. Печорин влюбляется в нее и крадет ее из дома. 4 месяца Бэла и Печорин живут счастливо, но со временем Печорин остывает к любимой и ему становится скучно. Внезапно Бэлу похищает разбойник Казбич и смертельно ранит ее. Вскоре Бэла умирает.
Отношение Печорина к женщинам
Отношение Печорина к женщинам довольно сложное и противоречивое. Конечно, он любит женщин. Он сам признается в этом в своем дневнике:
"...Некстати было бы мне говорить о них с такою злостью, – мне, который, кроме их, на свете ничего не любит, – мне, который всегда готов был им жертвовать спокойствием, честолюбием, жизнию..."
Печорин хорошо знает женщин. Он знает все их недостатки и слабости. Он любит женщин даже сильнее, чем мужчины, которые женщин не понимают:
"...Женщины должны бы желать, чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости..." Противоречивость Печорина в том, что он, любя женщин, совершенно не хочет жениться. Печорин боится потерять свою свободу. Мысли о женитьбе убивают в нем даже самую страстную любовь:
"...как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, – прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам..." Печорин никогда не был рабом женщины, вероятно, потому что никогда не дорожил ни одной из своих возлюбленных:
"...я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь. Отчего это? – оттого ли что я никогда ничем очень не дорожу и что они ежеминутно боялись выпустить меня из рук?..." Печорин признается, что не любит женщин с характером. Он считает, что женщинам не нужно иметь характер:
"...Надо признаться, что я точно не люблю женщин с характером: их ли это дело!.."
К сожалению, любовь не приносит счастья ни Печорину, ни его любимым женщинам. Всему виной его эгоизм и "развращенная душа". Сам Печорин признает в этом:
"...Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия..."
Вывод
Женщины, с которыми встречается Печорин в романе, принадлежат к разным социальным классам, у них разное сознание. Бэла и Ундина, Вера и княжна Мэри – женщины разные, но ни с одной из них Печорин не постиг настоящего счастья. Это говорит о сложности и противоречивости его характера.
Через систему женских образов М. Ю. Лермонтов приводит нас к глубокой философской мысли о смысле жизни человека: невозможно быть счастливым в личной жизни без востребованности и служения высоким идеалам.
 Печорин предстает человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь — расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализа, сюжетно-композиционных особенностях романа.
Домашнее задание
Перейдите по ссылке  join.naurok.ua
  Код   391143
Выполните тестовые задания до 29 апреля 23.00

Комментариев нет:

Отправить комментарий